Между «Газпромом» и его украинскими партнерами назревает конфликт. В середине месяца российская монополия предъявила счет на 7 млрд долларов «Нафтогазу Украины» — аналогичной госструктуре соседей, занимающейся импортом и транспортировкой российского газа.
В соответствии с двусторонним контрактом украинская компания должна была закупить в 2012 году не менее 41,6 млрд кубометров газа, однако по факту «Нафтогаз» потребил около 27 млрд. В соответствии с принципом «бери или плати», типичным для газовых контрактов, разницу между этими цифрами потребитель все равно оплачивает. Факт выставления счета «Газпром» не афишировал, об этом стало известно из реакции украинской стороны. В «Нафтогазе» заявили, что обязательства по оплате фактически поставленного газа выполнены, а «Газпром» они уведомили о планах сократить закупки. Глава украинского МИДа Леонид Кожара заявил, что Украина не будет оплачивать семимиллиардный долг, но рассчитывает решить возникшие проблемы в ходе переговоров.
«Нафтогаз» в последние годы регулярно недобирает российский газ, но раньше долги ему прощали. Штрафные санкции стали объектом противоборства впервые. Версий о причинах таких действий высказывается множество. В середине прошлого года украинские власти продали несколько лицензий на добычу сланцевого газа компаниям Chevron и Shell, а 23 января нынешнего года с последней было подписано соглашение о разделе продукции. Однако теория «мести за предательство» сомнительна. Перспективы добычи сланцевого газа туманны. Та же Shell недавно свернула аналогичный проект в Польше. Кроме того, всем ясно, что ради российских интересов ограничивать собственный добычный потенциал украинская сторона не станет, это не предмет торга. Скорее всего, проблема долга стала элементом большой политической игры.
В интересах России интеграция с Украиной и вовлечение ее в Таможенный союз, а также усиление контроля за местным газовым рынком, включая транзит газа в Европу; украинцы же хотят сохранить российский транзит и пересмотреть контракт на газ с непомерными ценами. «Нашим соседям предлагали множество вариантов решения проблем: сначала снижение цен на газ для населения, а потом и для промышленности — в обмен на частичный контроль за инфраструктурой, участие в этом процессе европейской стороны и так далее, — отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Однако украинцы в последние годы требовали серьезных уступок, не предлагая чего-либо значимого взамен. Эта нелогичная с экономической точки зрения позиция, кажется, просто надоела российскому руководству, так что наши политики решили додавить соседей по всем фронтам». По мнению г-на Симонова, дело может дойти до предусмотренного контрактом разбирательства в международном арбитраже, но его исход не очевиден. «Украинская сторона уже много лет грозится арбитражем и требованием пересмотреть несправедливый контракт, но понимает, что Стокгольмский суд не Печорский (суд Киева, обвиняемый в пристрастном разбирательстве политиз
|