Двое представителей министерства энергетики США назвали сжиженный природный газ, произведенный в их стране, «газом свободы» и «молекулами американской свободы». Об этом пишет CNN со ссылкой на пресс-релиз ведомства, в котором говориться о расширении СПГ-завода в Техасе.
Такие заявления показывают, мягко говоря, не очень хорошее отношение США к окружающим. Не так давно европейский журналист спросил госсекретаря Помпео, почему Европа должна покупать дорогой американский газ вместо российского дешевого. В ответ госсекретарь сказал, что если у вас есть возможность ездить на дорогом, престижном автомобиле, вместо дешевого, то вы, конечно же, выберете дорогой. Однако в реальности CH4 (метан) одинаковый везде, кроме головы Помпео.
В этом же контексте надо понимать и выражение «газ свободы». Это вызывает некоторые ассоциации с Украиной, жителям которой объясняли, что они должны переплачивать за газ из Европы, потому что это цена суверенитета. Но если с Украиной такое может пройти, то у всех остальных это должно вызывать недоумения и вопросы относительно адекватности политиков, которые такие вещи говорят.
Пропаганда пропагандой, но надо понимать, как устроена американская газовая отрасль. Там нет вертикально-интегрированной компании, которая занималась бы добычей газа, его сжижением и реализацией потребителям. Этот бизнес разделен по сегментам, где работают разные компании, и те из них, что занимаются реализацией американского СПГ по всему миру, чаще всего к США вообще никакого отношения не имеют.
Можно предположить, что за таким заявлением стоит намерение США нарастить поставки СПГ в государства, которые получают газ из страны, которую американцы считают недружественной. Хотя американские поставки СПГ в Европу в последнее время выросли, но абсолютных величинах они настолько смешны, что только американским политикам в этом видится что-то знаковое.
И здесь надо обратить внимание на то, что американское правительство не имеет механизмов прямого воздействия на свои газовые компании и поставщиков, чтобы перенаправить потоки в Европу для замещения российского газа. Американский газ идет в те страны, где за него предлагают больше денег, и это обычно страны, которые находятся близко к производителю.
Общий объем производства СПГ, который могут продемонстрировать заводы в США, а у них их сейчас три, меньше объема поставок российского газа в Европу. Более того, у произведенного в США газа проблемы с конкурентоспособностью, и он борется в Европе не с трубопроводным газом «Газпрома», а с поставками СПГ из Алжира, Катара, а также из России.
Давайте представим себе зеркальную ситуацию. Если бы наши чиновники сказали, что российский газ — газ свободы, и что мы поставляем свободу в окружающие нас страны, то здесь возникли бы вопросы к их психическому состоянию. Однако когда американские политики делают такие заявления, никаких вопросов к ним не возникает — все уже привыкли к американскому дискурсу, их стремлению к культурному и экономическому доминированию.
В Европе такое заявление воспримут как очередной признак американского идиотизма, но их экономики отчасти зависят от США. С точки зрения нашего дискурса, это выглядит достаточно глупо, и в ответ на газ свободы можно сказать: хорошо, да, зовите врача. С другой стороны, это признак определенных культурных норм, на которых росла американская нация, которая всегда стремилась стать примером для всего мира после долгих лет пренебрежительного отношения со стороны Европы.
|