Один из крупнейших мировых трейдеров Gunvor, основанный Геннадием Тимченко и Торбьорном Торнквистом, хочет выйти из российских активов. Хотя господин Тимченко уже продал долю в компании, она старается снизить риски в глазах кредиторов и контрагентов. Источники полагают, что деньги нужны и господину Торнквисту для расчетов с бывшим партнером. Но избавиться от российских активов Gunvor будет непросто, пишет “Коммерсантъ”.
Швейцарский трейдер Gunvor, совладельцем которого до марта был попавший под санкции США Геннадий Тимченко, ищет покупателей на свои российские активы, сообщила The Financial Times — это должно снизить риски компании в глазах западных кредиторов. В Gunvor уточнили: компания “находится в процессе ребалансировки глобального портфеля активов, что предполагает как покупки, так и продажи”. “Поскольку значительный объем наших инвестиций приходится на Россию, в будущем Gunvor будет рассматривать частичную продажу этих активов”,— пояснили в компании. Там не ожидают, что это повлияет на трейдинг Gunvor в РФ, страна “остается значительным и важным поставщиком энергоресурсов”. Однако, по данным источников на рынке, это не так: в 2013 году Gunvor экспортировала около 4 млн тонн нефти, но с начала 2014 года купила всего 1,5 млн тонн.
В РФ у Gunvor два портовых актива — нефтепродуктовый терминал в порту Усть-Луга в Санкт-Петербурге и 50% в ООО “Новороссийский мазутный терминал” (НМТ, СП с группой НМТП). Терминал в Усть-Луге должен стать самым крупным в мире нефтепродуктовым терминалом, получающим груз по железной дороге. Его проектная мощность — 30 млн тонн в год, в 2013 году перевалка составила 16,8 млн тонн. Объем перевалки НМТ составляет до 5 млн тонн в год. Также Gunvor принадлежит 30% в угольном “Колмаре” (через паритетное с Геннадием Тимченко СП Montlink Ltd, контролирующее 60% компании, еще 40% — у структур основателей компании Анатолия Митрошина и Сергея Цивилева). Запасы “Колмара” — 1 млрд тонн угля в Якутии, инвестпрограмма на $2 млрд предполагает увеличение добычи до 13,5 млн тонн в год (сейчас — 2 млн тонн) и выпуск 7 млн тонн концентрата к 2020 году. Кроме того, у Gunvor есть 14,7% в Лаганском блоке на шельфе Каспия (через СП с Lundin Petroleum).
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что Gunvor хочет снизить присутствие в РФ, так как все основные операции проводит за пределами страны. Компании принадлежат НПЗ в Ингольштадте и Антверпене, доли в угольных Signal Peak Energy (США) и Keaton Energy (ЮАР), шведской нефтегазовой PA Resources. “Все русские активы Gunvor решено продать как отдельно, так и одним пакетом”,— говорит собеседник, но с кем идут переговоры, не раскрывает. Другой собеседник утверждает, что Торбьорну Торнквисту просто нужны деньги, чтобы расплатиться с Геннадием Тимченко, “все это время он пытался получить кредиты в западных банках, но безуспешно”. Еще один источник полагает, что сделка между партнерами –формальность. По его словам, Gunvor была выставлена на продажу еще весной, ее предлагали “Роснефти”, но та отказалась. “В РФ покупателей на актив нет, а чтобы вести переговоры с другими, надо максимально сокращать бизнес здесь”,— поясняет собеседник.
Один из собеседников отмечает, что еще в начале октября уволены все трейдеры и сотрудники угольного подразделения Gunvor, де-факто московский офис Gunvor уже не работает, а его обязанности распределены между таллинским, сингапурским и другими международными офисами трейдера. Также под вопросом находится и проект Геннадия Тимченко “Сахатранс”, предполагающий строительство в порту Ванино терминала по перевалке угля и железорудного концентрата на 10 млн тонн в год, добавляет собеседник. Проект был рассчитан под грузы “Колмара”, его будущее неясно. В оба проекта российский бизнесмен звал в качестве партнера китайскую China Harbour Engineering Co.
Участники портового бизнеса в России говорят, что им доли в терминалах Gunvor не предлагали. Угольщики не знают о продаже “Колмара”, как и другие его акционеры: представители господ Тимченко, Митрошина и Цивилева заявили, что не получали предложений. Олег Петропавловский из БКС полагает, что найти покупателей на пакет в “Колмаре” Gunvor сложно даже с учетом возможного интереса CHEC: китайцы заинтересованы в ресурсах, но очень осторожно подходят к инвестициям.
|