Если зима в Европе окажется – как это обещают последние прогнозы погоды – холоднее, чем обычно, то «Газпром» должен готовиться к увеличению своих поставок, но в феврале-марте цены на газ будут существенно ниже, предупреждает член Исследовательской группы по энергетике Центрально-Европейского университета, эксперт по газовым рынкам Евросоюза Вийя Пакалкайте.
В последние годы в принципах расчета цены за газ российский концерн «Газпром»настойчиво выступал за индексацию, учитывающую цены на сырую нефть, и за жесткую схему «бери или плати» (take-or-pay), согласно которой покупатель должен оплатить определенный объем газа вне зависимости от того, какое его количество он действительно закупил в рассматриваемый период. У национальных компаний-поставщиков цены гораздо больше связаны с конкретными условиями спроса-предложения в регионах, а также с сезонным колебанием цен и с реакцией игроков рынка на геополитические события. Если грядущая зима и вправду будет холоднее, а война в Украине продолжится, то цены в газораспределительных сетях британской NBP, голландской TTF, немецкой NetConnect или бельгийской Zeebrugge Hub могут стать запредельными.
С европейскими клиентами «Газпром» заключает долгосрочные соглашения, чаще всего на 25 лет. В таких контрактах учитываются цены на сырую нефть, вместе с ее производными, за последние 6–9 месяцев, то есть цена на газ зависит от соотношения спрос-предложение на нефтяных рынках с запозданием в 6–9 месяцев. И если цены на нефть формирует мировой рынок, то он же, вдогонку, влияет и на газовые рынки, которые являются преимущественно региональными.
С падением спроса после кризиса 2008 года такие компании, как немецкие E.ON Ruhrgas и RWE, итальянская Edison, французская GDF Suez и другие, пытались пересмотреть в своих контрактах индексацию по нефти, и после процесса «Газпром Экспорта» против RWE в парижском Арбитражном суде в 2010 году российскому концерну пришлось внести в свою ценовую формулу элемент местной цены. Правда, это коснулось лишь старых членов ЕС: в 2013 году 50–65% европейского газопотребления все еще индексировалось по нефти.
С декабря 2014 года июньский пик цен на нефть (115,06 доллара за баррель) начнет отражаться на счетах «Газпрома», выставляемых по долгосрочным контрактам с индексацией по нефти. Это сразу почувствуют новые члены ЕС, однако уже с января 2015 года цены должны пойти вниз. Октябрьская стабилизация цен на нефть около 85–86 долларов за баррель начнет отражаться с марта, когда еще весьма холодно в большинстве стран Европы.
В настоящее время почти все члены ЕС, за исключением, может быть, Латвии или Болгарии, имеют инструменты воздействия на своих национальных поставщиков, чтобы те не играли на разнице цен с «Газпромом». Дополнительные меры энергобезопасности, вроде СПГ на западе континента, также способствуют уверенности в отношении и погоды, и геополитики. Реальные ценовые прогнозы в деталях сейчас дать трудно, ясно лишь одно – индексация по нефти к концу зимы обернется для «Газпрома» минусом. Что, по мнению аналитиков, будет учтено компанией на будущее.
|