-->
Биржи, по торговле нефтепродуктами, созданные в России, кажется, больше работают над увеличением продаж, чем над формированием ценовых индексов и повышением прозрачности этого рынка, — пишет агентство «Интерфакс» в своем обзоре, посвященном организации биржевой торговли.
Федеральная антимонопольная служба с завидным постоянством выявляет нарушения в ценообразовании на оптовом рынке нефтепродуктов, но регулярные суды между ведомством и нефтяными компаниями не делают этот рынок более прозрачным. Примерно год назад ФАС и другие профильные ведомства предложили новый способ регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов — создание биржи, где будут формироваться ценовые индикаторы, признанные и участниками рынка, и государственными органами. Тогда продавцам нефтепродуктов не нужно будет доказывать в суде, что их цена является рыночной — достаточно будет сравнить ее с индексом.
Торги нефтепродуктами начали сразу три площадки — Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК), Международная товарно-сырьевая биржа (СпбМТСБ) и биржа «Санкт-Петербург». Однако пока биржи, кажется, больше работают над увеличением продаж. А производители нефтепродуктов не стремятся продавать большие объемы через биржу, ссылаясь на отсутствие эффективных механизмов торговли.
Индекс разногласияКак сообщается в обзоре «Интерфакса», профильные ведомства, биржи и продавцы нефтепродуктов пока так и не решили, как должны формироваться индексы и сколько индексов необходимо создать с учетом географических особенностей России.
Министерство экономического развития в настоящее время проводит оценку различных методик формирования индексов цен на нефтепродукты, используемых торговыми площадками и информационно-аналитическими компаниями. В результате будет определено несколько ценовых индексов или средневзвешенный индекс, которые будут использоваться для налогового и антимонопольного регулирования биржевых торгов нефтепродуктами. Предложения по формированию индекса цен планируется представить на одобрение правительства РФ в сентябре этого года.
Оптимальным является создание нескольких региональных или территориальных индексов, полагает руководитель подразделения по продажам средних дистиллятов ТНК-BP (РТС: TNBP) Алексей Голубев. С ним согласен и вице-президент МБНК Антон Карпов: «Целесообразно формировать региональные ценовые индикаторы на базе конкретных НПЗ, как это сегодня делается на МБНК». Позиция бирж заключается в том, что для формирования индексов им необходимо набрать достаточный уровень ликвидности — то есть нарастить продажи нефтепродуктов.
«Ценовые индикаторы должны формироваться на основе ликвидного и прозрачного спот рынка. Регулярные объемы сделок и значимые объемы (20-25% от объема внутреннего рынка) позволят создать такие репрезентативные индикаторы, которые дадут возможность предприятиям эффективно планировать свою деятельность, хеджировать риски, а также послужат основой для производных финансовых инструментов», — считает вице-президент СпбМТСБ Тимур Хакимов.
Представители СпбМТСБ ранее предлагали закрепить обязательную долю продукции для реализации на бирже.
У производителей другая точка зрения. «Товарный рынок нефтепродуктов не панацея для формирования ценовых индексов, необходим срочный рынок. При этом необязательно иметь большой оборот торгов. Например, на мировых биржах торгуется около 1,5% от суточного оборота нефти, а индекс цены формируется», — отметил руководитель управления электронной торговли «Газпром нефти» (РТС: SIBN) Вадим Кудрявцев. Впрочем, и до этого уровня биржевые торги нефтепродуктами в России пока не выросли: сейчас на них приходится около 0,5% от объема рынка.
«В России для начала формирования индекса будет достаточно, чтобы через биржу продавалось ежедневно 3-5 тыс. тонн нефтепродуктов. При этом торги должны проходить на базисах поставки по всей стране и должно быть больше продавцов: не только крупные производители, но и средние, мелкие производители и просто трейдеры», — уверен В.Кудрявцев.
К срочному рынку готовы?На первый взгляд, получается замкнутый круг: если индексы должны формироваться на срочном рынке, то где взять ценовые ориентиры для запуска торгов финансовыми производными на нефтепродукты? Один из вариантов решения проблемы изучает биржа «Санкт-Петербург»: в октябре она планирует начать торги беспоставочными фьючерсными контрактами на индекс нефтепродуктов электронной площадки E-Oil.
В.Кудрявцев из «Газпром нефти» сказал, что в компанию уже поступают предложения заключать форвардные контракты на покупку нефтепродуктов по индексу E-Oil. Впрочем, ряд участников рынка считают индексы E-Oil нерепрезентативными, поскольку они рассчитываются, исходя из средних показателей спроса и предложения, а не цен фактических сделок на площадке.
«Расчетный фьючерс можно пробовать запускать прямо сейчас, взяв за основу какой-либо ценовой индикатор. И за полгода-год может сложиться база для формирования понятных и прозрачных ценовых индексов», — считает В.Кудрявцев.
Большинство же участников рынка предлагает не торопиться с запуском срочных контрактов на нефтепродукты, вспоминая неудачный опыт РТС с фьючерсами на дизельное топливо. «Для запуска срочного рынка на нефтепродукты необходимо в первую очередь усовершенствовать работу спотового рынка, стандартизировать правила поставок, разработать эффективную систему гарантий и клиринга. По предварительным оценкам, на этот этап потребуется до 12 месяцев», — сказал А.Карпов из МБНК. Между тем, СпбМТСБ может уже до конца года провести тестовые торги фьючерсными контрактами, отметил Т.Хакимов. Планы крайне амбициозные, учитывая, что на бирже за неделю продается в среднем 2-3 тыс. тонн нефтепродуктов, и почти все объемы реализует один продавец — НК «Роснефть».
В самой «Роснефти» напоминают, что на срочном рынке должны работать не только производители и покупатели нефтепродуктов, но и финансовые институты (инвестиционные компании, банки, биржевые брокеры), которые не обладают опытом работы с физическими объемами. «И для того, что бы эти компании пришли на рынок, они должны понимать, по каким правилам работает спотовый рынок, как на нем формируется цена», — подчеркнули в компании. На начальном этапе торгов производными на нефтепродукты рациональнее запустить форвардные контракты, например, продавать дизтопливо с поставкой через несколько месяцев, считают в ТНК-ВР. «Впоследствии они планомерно и естественно перетекут во фьючерсную торговлю», — сказал представитель компании А.Голубев. Также внедрение форвардных контрактов даст возможность компаниям более четко планировать свои долгосрочные затраты, и, соответственно, страховать риски колебания цен.
Неконкурентные преимущества
Правда, перед запуском срочных торгов нефтепродуктовым биржам нужно усовершенствовать правила игры. Хотя биржи призваны стать инструментом демократизации рынка, игроки пытаются использовать на них приемы традиционной торговли. Так, на СпбМТСБ покупатель, помимо аккредитации на бирже, должен пройти аккредитацию и у продавца — проверку через службу его безопасности. Такая схема негласно действует и на МБНК, отмечают участники рынка. Получается, что поставщик может выбирать покупателя своего продукта. Пока механизмы клиринга только развиваются, желание продавца обезопасить себя от возможных срывов оплаты в принципе понятно, но все-таки идет вразрез с условиями биржевой торговли.
«На наш взгляд это абсолютно неприемлемо. Мы обсудили эту проблему на уровне руководства ФАС и нашли поддержку нашей позиции В ближайшее время ожидается принятие решения, позволяющего избежать дополнительную аккредитацию для участников биржевых торгов», — сказал вице-президент СпбМТСБ Т.Хакимов.
Вразрез с принципами свободного рынка идет и то, что АК «Транснефтепродукт» присутствует только на одной бирже — СпбМТСБ, на остальных поставка нефтепродуктов осуществляется только по железной дороге. Так что говорить о равных условиях для биржевых площадок не приходится.
Труба — не роскошь?Между тем, ФАС предлагает сделать систему магистральных нефтепродуктопроводов базисом поставки для всех товарных бирж. Как сообщал ранее заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, «Транснефтепродукт» может стать оптимальным базисом поставки, поскольку он может не только транспортировать, но и хранить нефтепродукты. Тогда не нужно будет заниматься обновлением запаса нефтепродуктов, и покупатели не будут зависеть от географического положения базисов поставки. А.Кашеваров не исключил и возможность объединения бирж в единую торговую систему.
Сам «Транснефтепродукт» ранее предлагал создать в системе трубопроводов компании стандартные маршруты для транспортировки биржевых объемов, а также транзитные базисы поставки с возможностью дальнейшей транспортировки топлива до заявленных пунктов налива. Пока предлагаемые на биржах нефтепродукты отгружаются в основном с НПЗ, гораздо меньше задействованы базисы ЛПДС, а отгрузки с нефтебаз отсутствуют.
Логистику поставок можно оптимизировать, если создать на биржах специальные отделы для выбора наилучшего варианта доставки нефтепродуктов, говорил ранее Дмитрий Гусев из ООО ТД «Новотэк».
ФАС и другие стимулыНе секрет, что одним из основных стимулов выхода компаний на биржу нефтепродуктов являются действия ФАС. При этом большинство производителей выставляют на торги небольшие объемы, но часто не могут реализовать и их.
«Компании выставляют нефтепродукты на торги по тем ценам, по которым продают их своим трейдерам. Цены обычно завышены, сбивать их продавцу невыгодно. Поэтому торги часто не завершаются заключением сделок. Но формально нефтекомпания может сказать ФАС, что торгует на бирже», — разъяснил ситуацию один из участников рынка.
Производители же говорят о том, что продавать значительные объемы через биржу пока невозможно из-за отсутствия эффективных механизмов торговли, и просят создать систему гарантий и льгот.
По мнению А.Голубева из ТНК-ВР, мотивацией для выхода на биржу также может стать снижение тарифов на услуги — например, на транспортировку нефтепродуктов по железной дороге или системе «Транснефтепродукта», а также снижение акцизов для биржевых сделок или приоритетный возврат НДС при работе через биржу.
Профильные ведомства готовы идти навстречу участникам рынка. Так, Федеральная служба по финансовым рынкам рассматривает вопрос об освобождении финансовых инструментов в случае совершения сделок на бирже от НДС, ускоренном возмещении НДС при экспорте и снижении экспортных пошлин в случае совершения сделок на бирже. Также ФСФР считает необходимым для начала торговли фьючерсами на нефтепродукты важно изменить систему налогообложения операций на срочном рынке и ввести взимание НДС только в момент завершения обращения фьючерсного контракта и начала его исполнения.
Кроме того, для развития биржевых торгов необходимо разрешить государственным и муниципальным предприятиям участвовать в биржевых торгах, считают участники рынка. Запрет участвовать в торгах госпредприятиям значительно ограничивает спрос, а их приход на биржу может быстро повысить ликвидность торгов.
Министерство экономического развития в настоящее время готовит поправки в закон о госзакупках, где развивается тема закупок нефтепродуктов для госнужд на биржевых площадках.
Для развития нефтепродуктовых бирж необходимо расширить не только состав покупателей, но и продавцов. «Торговать на бирже должны в основном брокеры фьючерсными контрактами, а производители и трейдеры — спотом на электронных торговых площадках», — сказал В.Кудрявцев из «Газпром нефти». По мнению представителя ТНК-ВР, для этого необходимо создать дополнительные гарантии поставок и оплаты, усилить контроль за исполнением сделки, ввести достаточно жесткую систему аккредитации на бирже, установить строгие санкции за неисполнение обязательств брокерами. Пока такая система есть только на СпбМТСБ, где, например, через брокерские компании торгуют «ЛУКОЙЛ» (РТС: LKOH) и ТНК-ВР. «Мы отмечаем постоянный интерес со стороны именно брокерских компаний. Среди участников торгов присутствуют профессиональные брокеры финансового рынка, создаются новые инструменты — товарное финансирование, сделки репо, географические свопы», — отметил вице-президент биржи Тимур Хакимов.
Руководство МБНК в ближайшее время также рассмотрит вопрос о допуске брокеров на биржевые торги.
Также биржам необходимо сконцентрироваться на максимально ликвидных продуктах, таких как дизельное топливо, и отказаться от небиржевых продуктов, таких как авиакеросин, добавил А.Голубев из ТНК-ВР.
Какие перспективы?Объединение всех трех бирж в одну торговую систему стало бы оптимальным вариантом развития биржевой торговли нефтепродуктами в России, полагают многие участники рынка. Тогда вырастут объемы торгов и количество участников биржи, расширится география базисов поставки, соответственно, можно будет говорить о формировании справедливых индексов цен. Кроме того, объединение опыта и преимуществ трех площадок позволит создать действительно прозрачный механизм спотовых и срочных торгов.
Есть и другое мнение — нужно дать рынку «проголосовать рублем» за одну из бирж.
Кроме того, ключевым условием достижения ликвидности на нефтепродуктовых биржах является допуск к торгам госпредприятий.
Если через одну биржевую площадку будут осуществляться все госзакупки и продаваться свободные объемы нефтепродуктов, рынок получит действительно репрезентативные ценовые ориентиры.
Просмотров: 199 |
Добавил: torease1987
| Рейтинг: 0.0/0 |